Страница логопеда

С детьми работает логопед: Широкова Ольга Станиславовна,  высшее педагогическое образование (Тверской госуниверситет, Специальное(дефектологическое) образование-бакалавр,2020)

Рекомендации учителя-логопеда родителям в  период самоизоляции либо затяжных больничных…

Речевая готовность ребенка к школе

Роль гаджетов в жизни ребенка

Советы логопеда по подготовке к школе

«Этот коварный звук Р!»

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Сенситивный период развития речи от 0 до 6 лет.

Возраст

Стадии развития ребёнка

Связь с функционированием

отделов мозга

Последствия

Незрелости, нарушений

От рождения до 8 недель

Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие соматические реакции ребёнка. В крике преобладают гласные звуки, имеющие «носовой оттенок».

Слуховое сосредоточение на звук, как бы «замирает», когда слышит голос.

При рождении зрелыми являются 2 структуры нервной системы: вокализационный центр и гипоталамус. Он «управляет» первыми звуками, которые издаёт ребёнок. Помогает реагировать на негативные ощущения.

Если младенец слабо реагирует на негативные ощущения (лежит мокрый, голодный), его крик тоненький слабый, тихий – это тревожный сигнал (признак незрелости ранних структур мозга), в будущем нарушения голоса, обмена веществ, незрелость нервной системы.

От 8-20 недель

(2-5 месяцев)

Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 месяцев – развитие интонационной характеристики крика. С 12 недель появление начального гуления («гуканье») В 6-8 недель — улыбка при общении. С 15-16 недель – смех при общении.

Слушает речь взрослого (развивается слуховое сосредоточение)

Другая часть гипоталамуса реагирует на позитивные ощущения.

Развитие слуховой и зрительной системы

Если младенец не реагирует на общение улыбкой, не развивается смех к 4 месяцам и далее – это тревожный сигнал. В будущем могут быть аутистические черты, аутизм или проблемы с развитием общения, или с развитием эмоциональности, т.е. признак будущих коммуникативных и речевых нарушений.

От 16-20 недель, до 30 недель (4-7,5 месяцев)

Интенсивное развитие гуления и появления лепета. С 5-6 месяцев произнесение первых слогов (сочетание губных и язычных согласных с гласными). Активное развитие слухового внимания

Развитие лимбической системы в головном мозге, зрительной, слуховой системы и артикуляционной

Если слоги не появились к 10 месяцам, ребёнок не реагирует на громкие звуки (не поворачивает голову, не ищет глазами источник звука) срочно обратиться к лору, это может сигнализировать о серьёзном нарушении слуха

От 20-30 недель (7,5-12 месяцев)

«Расцвет» лепета, ритмичная вокализация. Лепет становится эмоциональным. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления» богатым репертуаром эмоциональных оттенков. Появляется страх перед незнакомыми.

В 9 месяцев заканчивается созревание лимбической системы (именно миндалины) – обрабатывает информацию о событиях во внутреннем и внешнем мире, и сама генерирует необходимые эмоции.

К 12 месяцам созревает поясная извилина (часть лимбической системы мозга)- участвует в развитии речи. К 12 месяцам созревает гиппокамп — важная структура для процессов обучения и памяти.

Зрелая лимбическая система остаётся центром эмоций и страстей и во взрослой жизни.

Если лепет однообразный, тихий, не выразительный это тревожный сигнал медленного созревания артикуляционной и вокализационной систем. В будущем нарушение речи.

— если задержка в появлении лепета – это признак дисфункций ствола мозга и червя мозжечка, что приведёт к нарушению раннего развития артикуляции – в будущем риск дизартрии.

к 11-12 мес.

появляются у ребёнка отдельные слова, сосуществуя с лепетом

 

Особенно важна полноценная речевая среда (взаимодействие со взрослыми, общение и полноценное восприятие окружающего мира, игры с окружающими предметами).

Недостаток впечатлений от общения и восприятия предметов, может навсегда сформировать слабый «фундамент» для речи.

1-1,5 г.

— оттачивают умение мычать, рычать, шипеть, мяукать, квакать не хуже носителей этих звуков.

— в первых сознательных словах звуки речи произносятся неточно, одни заменяются другими.

— Детям важнее сказать слова, причём самые нужные! Одновременно эти слова и самые простые по артикуляции: мама, папа, баба, дай, на, тут, дём (идём).

— доступно произношение таких звуков речи как: а,о,у,и,м,б,к,г,ть,дь,нь,сь,ль… Среди этих звуков нет сложных: шипящих, р и др.

— ребёнок полностью овладевает доречевыми языковыми навыками

Созревает поясная извилина, главный центр лимбической системы. Она должна созреть до полного развития к концу 1 года жизни.

Мама эмоционально должна реагировать на слова, на вокализации ребёнка, подстраиваться под его речевые возможности.

Именно эмоции взрослых в этом возрасте стимулируют речь ребёнка. Если у мамы депрессия, речь их детей будетразвиваться позже и хуже.

Важно помочь маме

(консультация у психолога).

в 1г.8м.-1.9м.

— Появляются первые слова с разными (не повторяющимися) слогами: кися, ляпа, тётя и т.п.

— Взрослый продолжает подстраиваться под речевые возможности ребёнка. Нужно упрощать свою речь, чтобы ребёнок понял высказывание.

 

Активно развиваются подкорковые структуры мозга. Развивается артикуляционный аппарат.

— Если ребёнок плохо жуёт пищу, рот часто открыт, текут слюни – в будущем проблемы со звукопроизношением.

(проверить на наличие аденоидов), учить жевать твёрдую пищу, учить полоскать горло, пить из трубочки густую жидкость.

— Если чаще молчит, не проявляет инициативы, не обращается к вам, не реагирует на вас – в будущем проблема усвоения языка, задержка мышления, проблемы в обучении. (диагностика у невролога, поиск логопеда, работающего с детьми раннего возраста)

в 2 г

— ребёнок пытается говорить 3-х сложные слова, пропуская как правило, один из них: «синя» (машина)

— в этот период у детей встречается эхолалическая имитация речи, когда ребёнок охотно всё повторяет, не понимая, воспроизводит как эхо. Позднее ребёнок уже так не сумеет!

— в этот период важны реальные предметы и картинки, а не стилизованные под мультяшек.

Развитие ассоциативных связей и мозжечковой двигательной системы.

— если ребёнок не понимает вас, не выполняет инструкции – проверить нужно слух, посетить ЛОР врача и логопеда.

 

2-3 г.

 

Это период осмысленной речи, в которой главное место занимает слово. Оно в этот период выполняют главную задачу – смысловую нагрузку.

— Слова перестают быть узкими по значению. Их значения распространяются на слишком большую группу слов. Так киской может быть и сама киса, и мамин воротник, и пушистая подушка, и пуховые варежки и т.д.

— Возраст 2 года знаменуется первыми попытками соединить 2 слова: «Мама кися», одновременно сам строит первые предложения: «Баба дай!», «Кися, ди! (Киса иди)».

— В это время появляются и трёхсложные слова. Появляется способность строить по моделям речи взрослых простые предложения: «Мой кука паль» (моя кукла упала).

Подкорковые структуры мозга активны, усложняют внутренние связи в головном мозге.

— продолжает молчать или в его в активном словаре меньше 50 слов;

— не рассматривает картинки;

— не проявляет интереса к общению

— не всегда реагирует на различные шумы, звуки – риск тяжёлого нарушения речи (занятия с логопедом, диагностика у невролога, выполнение рекомендаций специалистов). В будущем трудности в усвоении родного языка, проблемы в обучении.

3г.-5 лет.

 

 

— яркое достижение в 3 года – это активизация речевого механизма, в том числе того, который отвечает за фразовую речь.

— Ребёнок сам строит собственные предложения. За каждым из этих актов составления стоит сложная работа мысли.

— словарь к 3 годам становится объёмным, некоторые дети способны конструировать даже сложные предложения, включающие придаточные, запоминают большое число стихов.

— отмечаются продвижения в звукопроизношении: добавляются некоторые шипящие звуки, з, ы, в, твёрдое л, у некоторых детей может появиться р, а у кого-то Р появляется позже к 3,5-4г.

— ребёнок понимает, что одним и тем же словом, обозначается не один предмет, а целая группа (класс предметов): кошка — все кошки, мама — все мамы.

— ребёнок уже может классифицировать предметы, разбивать их по темам и запоминать уже не на чувственной основе, а на основе ведущих признаков и логических ассоциативных связей. Они знают, что, например, собака, кошка, мышка – животное, а чашка, ложка, тарелка, нож — посуда.

— в этом возрасте продолжается овладение детьми не только словами, состоящими из одного корня, но и усвоение слов с суффиксами, приставками и окончаниями. Для усвоения подобных слов нужно, чтобы у ребёнка были элементарные представления о количестве, пространстве, времени.

Подкорковые структуры «пробуждают» кору головного мозга, кора начинает «править балом».

— если ваш ребёнок только разговорился в этот период.

— говорит непонятно, не правильно согласуя слова в предложениях,

— не выражает последовательно свою мысль, испытывает трудности в усвоении сложных слов, предлогов – в будущем трудности с письменной речью.

Без помощи – риск посещать специализированный класс или школу.

 

Посещение занятий логопеда, психолога — длительно.

Консультация невролога.

 

 

 

5 лет

 

 

Развитие речи с возрастом всё более и более тесно смыкается с развитием мышления.

— речь должна стать развёрнутой, причём не только диалогической (ответы на вопросы), но и монологической.

— ребёнок использует предлоги, падежные окончания, времена глагола и пр.

— ребёнок учится определять, сколько звуков в слове, различать фонемы.

— активно интересуется буквами, желает учиться читать.

Продолжается созревание всех структур мозга, формируются сложные взаимосвязи между ними. Неврологический статус ребёнка должен быть в норме.

Если у ребёнка есть нарушения звукопроизношения – в будущем нарушение письменной речи

(трудности при чтении и письме.)

Консультация у логопеда.

Консультация невролога.