С детьми работает логопед: Широкова Ольга Станиславовна, высшее педагогическое образование (Тверской госуниверситет, Специальное(дефектологическое) образование-бакалавр,2020)

Рекомендации учителя-логопеда родителям в период самоизоляции либо затяжных больничных…
Речевая готовность ребенка к школе
Советы логопеда по подготовке к школе
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Сенситивный период развития речи от 0 до 6 лет.
Возраст |
Стадии развития ребёнка |
Связь с функционированием отделов мозга |
Последствия Незрелости, нарушений |
От рождения до 8 недель |
Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие соматические реакции ребёнка. В крике преобладают гласные звуки, имеющие «носовой оттенок». Слуховое сосредоточение на звук, как бы «замирает», когда слышит голос. |
При рождении зрелыми являются 2 структуры нервной системы: вокализационный центр и гипоталамус. Он «управляет» первыми звуками, которые издаёт ребёнок. Помогает реагировать на негативные ощущения. |
Если младенец слабо реагирует на негативные ощущения (лежит мокрый, голодный), его крик тоненький слабый, тихий – это тревожный сигнал (признак незрелости ранних структур мозга), в будущем нарушения голоса, обмена веществ, незрелость нервной системы. |
От 8-20 недель (2-5 месяцев) |
Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 месяцев – развитие интонационной характеристики крика. С 12 недель появление начального гуления («гуканье») В 6-8 недель — улыбка при общении. С 15-16 недель – смех при общении. Слушает речь взрослого (развивается слуховое сосредоточение) |
Другая часть гипоталамуса реагирует на позитивные ощущения. Развитие слуховой и зрительной системы |
Если младенец не реагирует на общение улыбкой, не развивается смех к 4 месяцам и далее – это тревожный сигнал. В будущем могут быть аутистические черты, аутизм или проблемы с развитием общения, или с развитием эмоциональности, т.е. признак будущих коммуникативных и речевых нарушений. |
От 16-20 недель, до 30 недель (4-7,5 месяцев) |
Интенсивное развитие гуления и появления лепета. С 5-6 месяцев произнесение первых слогов (сочетание губных и язычных согласных с гласными). Активное развитие слухового внимания |
Развитие лимбической системы в головном мозге, зрительной, слуховой системы и артикуляционной |
Если слоги не появились к 10 месяцам, ребёнок не реагирует на громкие звуки (не поворачивает голову, не ищет глазами источник звука) срочно обратиться к лору, это может сигнализировать о серьёзном нарушении слуха |
От 20-30 недель (7,5-12 месяцев) |
«Расцвет» лепета, ритмичная вокализация. Лепет становится эмоциональным. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления» богатым репертуаром эмоциональных оттенков. Появляется страх перед незнакомыми. |
В 9 месяцев заканчивается созревание лимбической системы (именно миндалины) – обрабатывает информацию о событиях во внутреннем и внешнем мире, и сама генерирует необходимые эмоции. К 12 месяцам созревает поясная извилина (часть лимбической системы мозга)- участвует в развитии речи. К 12 месяцам созревает гиппокамп — важная структура для процессов обучения и памяти. |
Зрелая лимбическая система остаётся центром эмоций и страстей и во взрослой жизни. Если лепет однообразный, тихий, не выразительный это тревожный сигнал медленного созревания артикуляционной и вокализационной систем. В будущем нарушение речи. — если задержка в появлении лепета – это признак дисфункций ствола мозга и червя мозжечка, что приведёт к нарушению раннего развития артикуляции – в будущем риск дизартрии. |
к 11-12 мес. |
появляются у ребёнка отдельные слова, сосуществуя с лепетом |
|
Особенно важна полноценная речевая среда (взаимодействие со взрослыми, общение и полноценное восприятие окружающего мира, игры с окружающими предметами). Недостаток впечатлений от общения и восприятия предметов, может навсегда сформировать слабый «фундамент» для речи. |
1-1,5 г. |
— оттачивают умение мычать, рычать, шипеть, мяукать, квакать не хуже носителей этих звуков. — в первых сознательных словах звуки речи произносятся неточно, одни заменяются другими. — Детям важнее сказать слова, причём самые нужные! Одновременно эти слова и самые простые по артикуляции: мама, папа, баба, дай, на, тут, дём (идём). — доступно произношение таких звуков речи как: а,о,у,и,м,б,к,г,ть,дь,нь,сь,ль… Среди этих звуков нет сложных: шипящих, р и др. — ребёнок полностью овладевает доречевыми языковыми навыками |
Созревает поясная извилина, главный центр лимбической системы. Она должна созреть до полного развития к концу 1 года жизни. |
Мама эмоционально должна реагировать на слова, на вокализации ребёнка, подстраиваться под его речевые возможности. Именно эмоции взрослых в этом возрасте стимулируют речь ребёнка. Если у мамы депрессия, речь их детей будетразвиваться позже и хуже. Важно помочь маме (консультация у психолога). |
в 1г.8м.-1.9м. |
— Появляются первые слова с разными (не повторяющимися) слогами: кися, ляпа, тётя и т.п. — Взрослый продолжает подстраиваться под речевые возможности ребёнка. Нужно упрощать свою речь, чтобы ребёнок понял высказывание.
|
Активно развиваются подкорковые структуры мозга. Развивается артикуляционный аппарат. |
— Если ребёнок плохо жуёт пищу, рот часто открыт, текут слюни – в будущем проблемы со звукопроизношением. (проверить на наличие аденоидов), учить жевать твёрдую пищу, учить полоскать горло, пить из трубочки густую жидкость. — Если чаще молчит, не проявляет инициативы, не обращается к вам, не реагирует на вас – в будущем проблема усвоения языка, задержка мышления, проблемы в обучении. (диагностика у невролога, поиск логопеда, работающего с детьми раннего возраста) |
в 2 г |
— ребёнок пытается говорить 3-х сложные слова, пропуская как правило, один из них: «синя» (машина) — в этот период у детей встречается эхолалическая имитация речи, когда ребёнок охотно всё повторяет, не понимая, воспроизводит как эхо. Позднее ребёнок уже так не сумеет! — в этот период важны реальные предметы и картинки, а не стилизованные под мультяшек. |
Развитие ассоциативных связей и мозжечковой двигательной системы. |
— если ребёнок не понимает вас, не выполняет инструкции – проверить нужно слух, посетить ЛОР врача и логопеда.
|
2-3 г.
|
Это период осмысленной речи, в которой главное место занимает слово. Оно в этот период выполняют главную задачу – смысловую нагрузку. — Слова перестают быть узкими по значению. Их значения распространяются на слишком большую группу слов. Так киской может быть и сама киса, и мамин воротник, и пушистая подушка, и пуховые варежки и т.д. — Возраст 2 года знаменуется первыми попытками соединить 2 слова: «Мама кися», одновременно сам строит первые предложения: «Баба дай!», «Кися, ди! (Киса иди)». — В это время появляются и трёхсложные слова. Появляется способность строить по моделям речи взрослых простые предложения: «Мой кука паль» (моя кукла упала). |
Подкорковые структуры мозга активны, усложняют внутренние связи в головном мозге. |
— продолжает молчать или в его в активном словаре меньше 50 слов; — не рассматривает картинки; — не проявляет интереса к общению — не всегда реагирует на различные шумы, звуки – риск тяжёлого нарушения речи (занятия с логопедом, диагностика у невролога, выполнение рекомендаций специалистов). В будущем трудности в усвоении родного языка, проблемы в обучении. |
3г.-5 лет.
|
— яркое достижение в 3 года – это активизация речевого механизма, в том числе того, который отвечает за фразовую речь. — Ребёнок сам строит собственные предложения. За каждым из этих актов составления стоит сложная работа мысли. — словарь к 3 годам становится объёмным, некоторые дети способны конструировать даже сложные предложения, включающие придаточные, запоминают большое число стихов. — отмечаются продвижения в звукопроизношении: добавляются некоторые шипящие звуки, з, ы, в, твёрдое л, у некоторых детей может появиться р, а у кого-то Р появляется позже к 3,5-4г. — ребёнок понимает, что одним и тем же словом, обозначается не один предмет, а целая группа (класс предметов): кошка — все кошки, мама — все мамы. — ребёнок уже может классифицировать предметы, разбивать их по темам и запоминать уже не на чувственной основе, а на основе ведущих признаков и логических ассоциативных связей. Они знают, что, например, собака, кошка, мышка – животное, а чашка, ложка, тарелка, нож — посуда. — в этом возрасте продолжается овладение детьми не только словами, состоящими из одного корня, но и усвоение слов с суффиксами, приставками и окончаниями. Для усвоения подобных слов нужно, чтобы у ребёнка были элементарные представления о количестве, пространстве, времени. |
Подкорковые структуры «пробуждают» кору головного мозга, кора начинает «править балом». |
— если ваш ребёнок только разговорился в этот период. — говорит непонятно, не правильно согласуя слова в предложениях, — не выражает последовательно свою мысль, испытывает трудности в усвоении сложных слов, предлогов – в будущем трудности с письменной речью. Без помощи – риск посещать специализированный класс или школу.
Посещение занятий логопеда, психолога — длительно. Консультация невролога.
|
5 лет
|
Развитие речи с возрастом всё более и более тесно смыкается с развитием мышления. — речь должна стать развёрнутой, причём не только диалогической (ответы на вопросы), но и монологической. — ребёнок использует предлоги, падежные окончания, времена глагола и пр. — ребёнок учится определять, сколько звуков в слове, различать фонемы. — активно интересуется буквами, желает учиться читать. |
Продолжается созревание всех структур мозга, формируются сложные взаимосвязи между ними. Неврологический статус ребёнка должен быть в норме. |
Если у ребёнка есть нарушения звукопроизношения – в будущем нарушение письменной речи (трудности при чтении и письме.) Консультация у логопеда. Консультация невролога. |